Выбор любого спортивного инвентаря – щепетильный вопрос, к которому необходимо отнестись очень серьезно, так как от точности и правильности подбора требуемого спортивного снаряжения зависит прогресс спортсмена во время обучения и дальнейшего катания. Новичку выбрать для себя подходящий кайт будет очень сложно, так как он еще не обладает достаточным количеством знаний, которые ему для этого необходимы. Однако есть ключевые факторы, на которые необходимо в обязательном порядке обратить внимание либо самостоятельно, либо по совету профессионала. Очень важно не выбирать для себя кайт исключительно по ему внешнему виду или потому, что у знакомого есть точно такой же кайт и он им очень доволен. Выбор кайта для каждого спортсмена – сугубо индивидуальный процесс, во время которого необходимо учитывать:
● Собственный вес спортсмена;
● Предполагаемый диапазон ветров;
● Виды кайтинга, которыми спортсмен планирует заниматься.
До 2005 года на рынке преимущественно преобладали кайты С-типа, однако в 2005 году была разработана и запатентована новая технология по созданию кайтов, открытие которой стало настоящим прорывом в сфере кайтсерфинга. Благодаря новой технологии на рынке появились новые плоскоарочные кайты и теперь спортсмену достаточно приобрести 2-3 таких кайта, и он сможет кататься при любых ветровых условиях.
Для новичка же лучше всего приобретать кайт начально-среднего уровня, который не предназначен для конкретно выраженной специализации, то есть может подходить под разнообразные стили и виды катания. Такой кайт не должен быть предназначенным для продвинутых пользователей или для катания на больших волнах. Хорошим выбором для новичка будет универсальный кайт для фрирайда начально-среднего уровня.
И тем не менее, прежде, чем остановить свой выбор на том или ином кайте, спортсмену необходимо определиться в каких условиях и при каком ветре он будет кататься большую часть своего времени. Для катания на кайтборде по воде существуют два основных вида кайтов, обладающих принципиально разными видами крыльев:
● Надувной кайт, в основе которого находится надувной каркас;
● Парафоил на планке, характеризующийся тем, что обладает крылом без жесткой основы.
Парафойловые кайты (безкаркасные кайты) более долговечны и их ценовая политика на порядок ниже других кайтов. Кроме того, они обладают ещё и следующими приоритетами:
● Наличие большего ресурса благодаря наличию двойного слоя ткани купола, что способствует меньшему растяжению ткани, нежели у однослойных надувных кайтах, и меньшей потери своей формы;
● Хорошая устойчивость к ультрафиолетовым лучам обеспечивается тем, что вся световая мощность приходится на два слоя ткани;
● Из-за отсутствия баллонного каркаса, парафоил на много легче и быстрее поднимается при слабом ветре;
● В случае падения на землю или снег, кайт просто разляжется по земле, а, к примеру, кайт с баллонной конструкцией – может лопнуть;
● Более низкие цены на ремонтные работы в случае механических повреждений. Ремонтопригодность у таких кайтов на много лучше, так как отсутствуют накачиваемые части и разрывы баллонов.
Однако у такого кайта существует один весомый недостаток: в том случае, если кайт упадет на воду, самостоятельно его перезапустить спортсмену будет практически невозможно.
Современные технологии, которые применяются к созданию кайтов, представленных на рынке в наше время, дают возможность использовать кайты в широком ветровом диапазоне и способны обеспечить спортсмену комфортное и безопасное катание.
Существует несколько видов кайтов, отличающихся друг от друга по своим характеристикам:
● Кайт С-типа (классика);
● Кайт С-типа (современный);
● BOW – боу кайт;
● Гибрид;
● Дельта.
Отличительные характеристики кайта С-типа (классика):
● обладает самой большой С-аркой и большим диаметром переднего баллона. Наличие этого баллона не дает возможности воздушному потоку выдавить крыло в эллипс и уменьшить полезную площадь, которая принимает участие в тяге;
● передняя кромка кайта выгнута вперед, а задняя кромка практически прямая;
● предоставляет возможность комфортно кататься при минимальных ветровых диапазонах;
● наличие минимального сброса тяги и хода планки по центральной веревке дипауера;
● наличие нескольких настроек, которые позволяют изменить аэродинамику крыла благодаря переустановке силовых и управляющих строп под куполом на разные узелки;
● для того, чтобы спортсмен мог кататься при различных ветровых условиях, необходимо иметь несколько размеров кайтов;
● такой кайт подходит для спортсменов, которые любят совершать прыжки во время катания;
● производство этого кайта остановлено, поэтому приобрести скорее всего реальнее будет б/у.
Отличительные характеристики кайта С-типа (современный):
● обладает С-аркой с меньшим диаметром переднего баллона (по сравнению с кайтом С-типа классикой);
● кайт накачивается под большим давлением, что придает ему жесткости и позволяет удерживать С-форму крыла;
● передняя кромка кайта выгнута практически прямая, а задняя кромка – выгнута назад;
● у кайта большой ветровой диапазон, что позволяет спортсмену комфортно кататься;
● наличие нескольких настроек, которые позволяют изменить аэродинамику крыла благодаря переустановке силовых и управляющих строп под куполом на разные узелки;
● кайт обладает небольшим ходом планки;
● по сравнению с кайтом С-типа (классикой), современный кайт С-типа обладает повышенным сбросом тяги, что дает возможность спортсмену кататься с одним и тем же кайтом при более расширенных ветровых диапазонах;
● кайт хорошо подходит для продвинутых райдеров и профессиональных спортсменов, которые любят выполнять акробатические прыжки и тем самым проводят больше времени в воздухе, нежели на воде.
Отличительные характеристики BOW – боу кайта:
● свое название кайт получил благодаря тому, что передняя и задняя кромки кайта вытянуты вперед;
● по сравнению с другими типами кайтов, этот кайт более «плоский» благодаря использованию технологии, позволяющей поддерживать передний баллон стропами;
● передний баллон кайта обладает небольшим диаметром;
● кайт обладает самым большим ветровым диапазоном (по сравнению с кайтами других типов), предоставляя максимальный комфорт райдеру во время катания;
● кайт дает возможность спортсмену регулировать тягу в широком ветровом диапазоне и сбрасывать тягу в «ноль»;
● кайт обладает большим ходом планки;
● одного этого кайта достаточно для катания при слабых и среднестатистических ветровых условиях;
● кайт отлично подойдет для начинающих райдеров и для продвинутых спортсменов, предпочитающих спокойное катание.
Отличительные характеристики гибридного кайта:
● гибридный кайт являет собой среднюю модель между кайтом С-типа и BOW, так как для лучшей управляемости кайтом его форма приближена к кайту С-типа, а для лучшей безопасности и сброса тяги стропы по переднему баллону сконструированы по примеру BOW-кайта;
● наличие нескольких настроек, которые позволяют изменить аэродинамику крыла благодаря переустановке силовых и управляющих строп под куполом на разные узелки;
● безопасность и лучший сброс тяги обеспечиваются стропами по переднему баллону;
● гибридные кайты – четырех стропные;
● кайт дает возможность спортсмену регулировать тягу в широком ветровом диапазоне и сбрасывать тягу в «ноль»;
● кайт хорошо подходит для разнообразных стилей катания, разучивания и оттачивания прыжков, а также для принятия участия в соревнованиях;
● поскольку этот кайт – универсальный, его можно использовать при различных ветровых условиях, поэтому он подойдет как для начинающих райдеров, так и для продвинутых и профессиональных спортсменов.
Отличительные характеристики кайта дельта:
● кайт получил свое название благодаря дизайну крыла в форме D;
● в основу конструкции кайта был положен кайт гибридного типа, однако, по сравнению с гибридным кайтом, передняя кромка дельта кайта сильно выгнута вперед, а задняя остается практически прямой;
● дельта кайты – четырех стропные;
● кайт дает возможность спортсмену регулировать тягу в широком ветровом диапазоне и сбрасывать тягу в «ноль»;
● благодаря форме переднего баллона, кайт помогает совершить отличный рестарт с воды;
● различные модели дельта кайтов обладают различным ходом планки. Это может большой ход планки и маленький ход планки для продвинутых спортсменов;
● кайт подойдет для начинающих, продвинутых и профессиональных райдеров для их различных стилей катания.
Опираясь на уровень своего катания и цели, которые райдер хочет достичь во время занятий кайтсерфингом, спортсмен может выбрать подходящий для него кайт. Если спортсмен больше планирует уделить внимание прыжкам, то для него лучшим выбором станет кайт С-типа. Если же приоритетным для спортсмена является спокойное и комфортное катание в ветровом диапазоне, то райдеру следует обратить внимание на BOW-кайты.
Если же, изучив все характеристики кайтов, спортсмену все равно тяжело определиться с выбором подходящего кайта для себя, тогда оптимальным вариантом для него будет протестировать желаемую модель кайта.
При тестировании кайта райдеру необходимо обратить внимание на следующие критерии:
● депауер – это изменение тяги кайта во время катания в широком ветровом диапазоне и при рваном (порывистом) ветре;
● ветровой диапазон крыла. При изменении силы ветра спортсмену будет комфортнее кататься на кайте с широким ветровым диапазоном крыла;
● силу тяги крыла в краю ветрового окна. Этот показатель влияет на то, на сколько остро кайт может вырезаться против ветра;
● информативность планки управления и обратная связь. Спортсмену это необходимо для того, чтобы не глядя на кайт он мог управлять им;
● отзывчивость кайта во время управления ним. Райдеру необходимо проследить реакцию кайта во время торможения и определить не слишком ли резок кайт;
● способность быстро выполнять повороты, развороты, петлю (кайт луп) и радиус;
● во время прохождения ветрового окна и выполнения маневров поворота и разворота, тяга крыла кайта должна быть равномерной, без рывков и провалов.
Если тестирование проходит спортсмен-новичок, то при выборе кайта для себя ему необходимо обратить внимание на:
● простоту рестарта с воды;
● процесс осуществления сброса тяги в «ноль» во время осуществления планки без использования страховки;
● стабильное и комфортное поведения крыла во всем ветровом окне, без рывков и провалов по тяге.
Если тестирование проходит продвинутый райдер, то при выборе кайта для себя ему необходимо обратить внимание на:
● комфортное и без рывков сбрасывание тяги при отпущенной планке, а также сбрасывание тяги после толчка при выполнении прыжка;
● способность быстро восстанавливать страховку и осуществлять рестарт с воды;
● комфортную и равномерную тягу в кайтлупах, а также на зависание при выходе из кайтлупа;
● время, потраченное на подъем при толчке и зависания при прыжке.
Выбор размера кайта
Подбор правильного размера кайта базируется на учитывании следующих факторов:
● вес спортсмена;
● конструкция кайта (балонник или парафойл);
● способ управления кайтом (ручки или планка);
● скорость ветра.
Учитывая, к примеру, оптимальный ветровой диапазон для катания по воде в летний период времени (6-12 м/с) и средний вес спортсмена (75 кг), райдеру подойдет кайт парафойл 6.0 м кв. на ручках, парафойл 10.0 м кв. на планке или же надувной кайт 12.0 м кв. на планке. При увеличении веса райдера на каждые 10 кг, площадь купола кайта должна увеличиваться на 1 кв.м. При уменьшении веса райдера на каждые 10 кг, площадь купола кайта для такого спортсмена должна увеличиваться на 1 кв.м.
Таблица соотношения веса райдера и размера кайта
Вес кайтера, кг |
Рабочий диапазон ветра |
||||
4-10 м/сек |
6-12 м/сек |
8-14 м/сек |
10-16 м/сек |
14-20 м/сек |
|
Более 110 |
17-18 м2 |
15-16 м2 |
13-14 м2 |
11-12 м2 |
9-10 м2 |
100 – 110 |
16-17 м2 |
14-15 м2 |
12-13 м2 |
10-11 м2 |
8-9 м2 |
90 – 100 |
15-16 м2 |
13-14 м2 |
11-12 м2 |
9-10 м2 |
7-8 м2 |
80 – 90 |
14-15 м2 |
12-13 м2 |
10-11 м2 |
8-9 м2 |
6-7 м2 |
70 – 80 |
13-14 м2 |
11-12 м2 |
9-10 м2 |
7-8 м2 |
5-6 м2 |
60 – 70 |
12-13 м2 |
10-11 м2 |
8-9 м2 |
6-7 м2 |
4-5 м2 |
50 – 60 |
11-12 м2 |
9-10 м2 |
7-8 м2 |
5-6 м2 |
3-4 м2 |
40 – 50 |
10-11 м2 |
8-9 м2 |
6-7 м2 |
4-5 м2 |
3 м2 |
30 – 40 |
9-10 м2 |
7-8 м2 |
5-6 м2 |
3-4 м2 |
— |