Выбирая горный велосипед настоятельно рекомендуется сравнить несколько моделей различных производителей в той ценовой категории, на которую вы рассчитываете а так же четко определится с фунциональной потребностью использования того или инного велосипеда горный ,гибрид,кросс,стрит и тд. Среди отобранных Вами моделей отдать предпочтение стоит той, которая при равной с другими стоимости будет иметь раму и/или какие-то из компонентов более высокого уровня, чем у других претендентов. Не рекомендуется выбирать велосипед, исходя из наличия у него крыльев и фонариков, так как эти аксессуары не являются главными, кроме того их можно приобрести отдельно. Не менее важное значение имеет и репутация производителя, так как именитые фирмы очень строго контролируют качество выпускаемых ими изделий. И так продолжим
Страна изготовления
Практически все производители собирают большую часть своего модельного ряда велосипедов в Азии. Более того, большинство американских и европейских производителей, включая такие марки, как Specialized, Scott USA, Marin, Peugeot, Shwinn, GT, Trek, размещают заказы на свои младшие, средние, а порой и старшие модели на чужих заводах (в том числе и на заводах конкурентов), расположенных в Китае и на Тайване. Только дорогие модели некоторых производителей, стоимостью от 2000$ собираются в той стране, в которой находится сама компания.
Однако то, что велосипед произведен в странах Азии еще не означает их низкого качества. Каждый крупный производитель дорожит своей репутацией, поэтому стандарты качества являются одинаково жесткими для каждого завода, независимо от его местонахождения.
Выберите свой размер
Зачастую основным просчетом при покупке велосипеда является неправильно выбранный размер рамы. В первую очередь это обусловлено тем, что на рынках да и в некоторых магазинах модели представлены в единственном экземпляре и у Вас просто не может быть выбора. Вам следует знать, что любая модель велосипеда всегда выпускается фирмой в нескольких ростовках (размерах). Размером рамы считается расстояние от оси каретки (оси системы) до пересечения конца подседельной трубы с подседельным штырем и измеряется в дюймах.
Размер |
Дюймы |
Сантиметры |
|
Очень маленький |
XS (XSmall) |
14" |
35,4 |
Маленький |
S (Small) |
16" |
40,6 |
Средний |
M (Medium) |
18" |
45,7 |
Выше среднего |
L (Large) |
20" |
50,8 |
Большой |
XL (Xtra Large) |
22" |
55,8 |
Сверхбольшой |
XXL |
24" |
60,8 |
Можно дать следующие рекомендации по выбору размера рамы в зависимости от роста:
Рама |
Рост, см |
14" |
135-155 |
16" |
150-165 |
18" |
165-178 |
20" |
175-185 |
22" |
185-195 |
24" |
190-210 и выше |
Или вот более подробные таблицы:
для хардтейлов (велосипеды с передним амортизатором):
Размер |
14" |
15" |
16" |
17" |
18" |
19" |
20" |
21" |
22" |
23" |
24" |
Рост, см |
135-150 |
150-160 |
155-165 |
165-175 |
170-180 |
175-185 |
180-190 |
185-190 |
185-195 |
190-200 |
195-210 |
Full suspension (c двумя амортизаторами) - 15.5, 17.5, 19.5, 21.5:
Размер |
15.5" |
17.5" |
19.5" |
21.5" |
Рост |
Низкий |
Cредний |
Высокий |
Очень высокий |
Также следует помнить, что раму рекомендуется подбирать индивидуально из-за особенностей строения каждого отдельного человека. Первостепенное значение имеет длина. Кроме того, не стоит забывать, что каждый производитель имеет собственную, отличную от других геометрию рамы, поэтому рама в 18 дюймов от одной фирмы может быть больше или меньше рамы в такого же размера от другой, хотя по логике они должны быть одинаковы.
Основное правило выбора размера рамы: стоя с велосипедом между ног на ровной поверхности, Вы должны иметь возможность присесть на ширину ладони (7-10 см). В основном это принято во избежание несчастных случаев при резком, аварийном соскакивании с велосипеда. Если же Вы предпочитаете спокойный стиль езды то можете пренебречь этим правилом, но помните, что за свой выбор Вы отвечаете сами.
Данное правило игнорируется большинством покупателей при покупке велосипедов для подростков, так как покупать ребенку новый велосипед каждый год, безусловно, накладно.
Формула Эйнштейна для определения размера рамы:
1. Измерьте длину ваших ног.
2. Умножьте полученный результат на 0.56.
3. Полученное число разделите на 2,54.
4. Итог - ваша ростовка.
Но порой проще и лучше спросить продавца.
Гарантия и гарантийное обслуживание
При покупке велосипеда настоятельно рекомендуем Вам ознакомиться со всей информацией о гарантийном сроке и гарантийном обслуживании. Также стоит узнать адрес гарантийной мастерской.
При покупке проследите, чтобы гарантийный талон был правильно и разборчиво заполнен.
Предпродажная подготовка
При совершении Вами покупки велосипед в обязательном порядке подвергается проверке. При этом стоит обратить внимание на работу переключателей, тормозов и на отсутствие восьмерок на ободах, а не только на накаченность покрышек.
Основные типы горных велосипедов:
Начального уровня- наиболее доступный тип горного велосипеда. |
|
|
Позволяет оценить преимущества горных велосипедов за сравнительно небольшие деньги. В большинстве случаев имеет оборудование не выше начального или среднего уровня и больший вес. Изготавливается из обычной стали, хром-молибденового сплава и, иногда, из алюминия. Вес 14-17 кг Цена от 100$ до 250$
|
Хардтейл(жесткий хвост-англ.)- велосипед с передней амортизационной вилкой. |
|
|
Это основной и самый распространенный тип горных велосипедов в мире. Рамы таких велосипедов изготавливаются из алюминия, хром-молибденовых сплавов, карбона или титана. Также производятся рамы, в которых часть элементов изготавливается из металлических сплавов, а часть - из композиционных материалов (например из карбона). Между собой хардтейлы различаются по типу установленных тормозов. Это могут быть ободные тормоза типа V-brake или дисковые. Использование дисковых тормозов на хардтейлах более эффективно - их мощность и контролируемость лучше, чем у ободных. Привод на таких тормозах бывает как гидравлический, так и механический. На хардтейлах выступают спортсмены в единственном, пока, олимпийском виде спорта по горному велосипеду - кросс-кантри. Вес хардтейлов: 8-14 кг Цена: от 250$ до 8000$
|
Хардтейл комфортный - это тот же велосипед с передним амортизатором, но для более спокойной и комфортной езды. |
|
|
На таких велосипедах седло, как правило, устанавливается на амортизированный подседельный штырь, вынос руля - подвижный и имеет угол наклона, позволяющий достичь более прямой, не спортивной посадки. Но всё же, большинство комфортных велосипедов не относится к классу горных. Шины на таком типе велосипедов часто меньшей толщины и протектор слабо развит, что способствует более плавному и быстрому передвижению по асфальтовым дорожкам. Вес: 11-16 кг Цена: от 200$ до 700$
|
Двухподвес (full suspension) - наиболее распространенный в семействе полноподвесочных горных велосипедов. |
|
|
Характеризуется повышенным комфортом благодаря наличию переднего и заднего амортизаторов. Большинство изготавливается из алюминия, иногда карбона, некоторые дешевые модели делают из стали. Вес: 10-16 кг (алюминий) Цена: от 400$ до 6000$ |
Двухподвес для фрирайда (экстремальной езды) - отличается от предыдущего типа наличием двухкоронной вилки, и гидравлическими или механическими дисковыми тормозами. |
|
|
Отличается от простых двухподвесов прочной усиленной рамой, "задранной" геометрией с длинной базой, оборудованием высокого уровня, мощными гидравлическими дисковыми тормозами, двойными ободами и широкими покрышками с глубоким протектором. Изготавливается, в основном, из алюминия или титана. Вес: 14-20 кг. Цена: от 650$ до 1000$ |
Основные узлы и механизмы
Вне зависимости от того, велосипеду какого производителя Вы отдадите предпочтение, все детали, кроме рамы, как правило созданы другими фирмами. Разобраться в них порой бывает очень сложно, поэтому остановимся на самых важных частях велосипеда.
Амортизационная вилка.
Жесткие передние вилки применяются в основном на дешевых моделях. Сегодня наиболее распространены амортизационные вилки пружинно-эластомерного и пружинно-масляного типа, к более дорогим относятся вилки с воздушной амортизацией. Ход вилок для кросс-кантри колеблется от 67 до 100 мм, вилки для фрирайда имеют ход 130 - 200 мм. Наиболее известны следующие RockShox, Manitou, RST, Fox, HeadShok (Cannondale) и Marzocchi. В последние годы широкое распространение получили вилки, более доступные по цене и обладающие неплохими характеристиками, произведенные в Тайване: SR-Suntour, Ballistic, Top Gun.
Переключатели.
Передний переключатель перебрасывает цепь между двумя-тремя звездами на системе. Задний переключатель перебрасывает цепь между 6-9 звездами на кассете. Наиболее распространены переключатели Shimano и Sram.
Манетки - специальные механические приборы, расположенные на руле и приводящие в действие переключатели скоростей. Правая манетка работает с задним переключателем, левая - с передним. Наиболее распространены два типа манеток.
Первый вариант- это триггер или Rapidfire, который имеют два рычажка: один для движения цепи с больших звезд на меньшие, второй - в обратную сторону. Переключение осуществляется с помощью пальцев (большого и указательного).
Второй вариант - это "грипшифт" (Grip Shift) или "Twist shifter". Этот переключатель выглядит как ручка газа на мотоциклах, переключение осуществляется его вращением. В отличие от триггеров "грипшифт" позволяет переключать скорости во всем диапозоне одним движением. Каких бы то ни было явных преимуществ ни одна из приведенных систем перед другой не имеет, выбор зависит от Вашего вкуса.
Обе системы одинаково удобны и быстры в освоении. На дешевых велосипедах еще используются переключатели типа "таблетки" (Top Mounts) с одним рычажком. Наиболее распространены манетки, от Shimano либо SRAM.
Тормоза
С момента своего первого появления тормоза "ви-брейк" (V-brake), разработанные фирмой Shimano, завоевали колоссальную популярность своей надежностью, отличной работой и малым весом. Вскоре и другие фирмы начали производство подобных тормозов (о копировании разработки Shimano речь не идет, так как патент на аналогичный дизайн тормозов был выдан во Франции еще в 20-х годах нашего столетия). Отдельного упоминания заслуживает фирма Magura - производитель гидравлических ободных тормозов для велосипедов. Несмотря на свою высокую цену эти тормоза, безусловно, стоят этих денег.
В последнее время бурное развитие претерпели дисковые тормоза, полностью вытеснив прочие из даунхилла, они пришли и в кросс-кантри. На сегодняшний день это лучшие тормоза, но они не всегда совместимы со старыми рамами.
Крупными производителями тормозов являются: Shimano, Hayes, Hope, Avid, и Tektro.
Система
Система состоит из шатунов и передних звезд. В какой-то степени - это сердце велосипеда. Основными требованиями являются высокая жесткость и малый вес. Большинство велосипедов оснащается системами от Shimano. Также распространены системы от Truvativ, FSA, Ritchey, Race Face и SR-Suntour
Все о рамах
Рама - главный элемент конструкции любого велосипеда. В настоящий момент рамы для горных велосипедов изготавливаются из следующих материалов: сталь, хром-молибденовый сплав стали, алюминий, титан, магний и карбон.
Название материала (русский язык) |
Название материала (английский язык) |
Краткое обозначение |
Сталь |
High Tensile Steel |
Hi-ten |
Хром-молибденовая сталь |
Crom-molybdenium |
Cro-moly, Cr-mo |
Алюминий |
Aluminum / Aluminium |
Alu |
Титан |
Titanium |
Ti |
Магний |
Magnesium |
Mg |
Композиты |
Carbon, Termoplast |
нет |
Сталь - наиболее распространенный материал, применяющийся при изготовлении младших, более дешевых моделей велосипедов. К плюсам можно отнести прочность, низкую стоимость и простоту изготовления. Основной минус - самый большой вес среди прочих материалов, применяющихся для изготовления.
Хром-молибденовая сталь - следующий по уровню материал. Данный сплав стали, хрома и молибдена обладает всеми преимуществами стали и, вдобавок, при одинаковом весе со стальной имеет более высокую прочность. Это и есть основное отличие от стали.
Алюминий - легкий и прочный материал. Он имеет отличные от стали прочностные характеристики, позволяет изготавливать рамы с большим диаметром труб и толщиной стенок. Благодаря этому они имеют более агрессивный вид. Наиболее распространенный материал при изготовлении горных велосипедов среднего и выше среднего классов.
Титан - прочный, легендарный и, конечно, дорогой. Выигрыша в весе перед дорогими алюминиевыми и хроммолибденовыми рамами не имеет. Мало распространен в силу ряда причин, включая стоимость и сложность изготовления.
Магний – новый сплав в велосипедостроении. Прочный, легкий и тоже дорогой материал. Он только начинает входить в моду.
Композиты – это относительно новый материал в велосипедостроении. Для изготовления композитных рам применяются нити карбона, фибергласа, кевлара и различные скрепляющие составы (смолы). Комбинации материалов, смол и методов их скрепления позволяют достигать любых заданных характеристик. Возможно, что именно композитные рамы - это будущее велосипеда, в том числе и горного. Рамы из композитных материалов плохо выдерживают падения и удары.
Спецсплавы - в последние годы появились стальные сплавы, обладающие уникальными характеристиками, превосходящими порой характеристики титана. Данные стали обычно содержат в своем составе редкоземельные элементы.
Нельзя однозначно выделить какой-то материал как лучший, но на сегодняшний день безусловным лидером среди всех материалов, применяющихся для изготовления рам, является алюминий.
Признаком качественной рамы является "баттинг" - процесс изготовления труб, результатом которого является изделие с различной толщиной стенок. Данный процесс позволяет увеличить толщину стенок в местах с высокой нагрузкой (пример: стыки с рулевой колонкой, кареточными узлом) и уменьшить в других, где нагрузки минимальны. Благодаря этому удается значительно снизить вес рамы. Баттиг бывает одинарный - один конец трубы имеет увеличенную толщину, двойной - оба, и тройной, когда труба имеет три различных толщины. Именно баттинг позволил конструкторам современных алюминиевых, стальных (хроммолибден и спецсплавы) и титановых рам приблизится вплотную к весу в 1300 грамм.
Фирма Merida использует новейшие технологии в области баттинга и делает велосипеды с оригианальным техническим решением MATTS (Merida Aluminum Tig-welding Technology System). Это позволяет существенно снизить расход материала и соответсвенно вес велосипеда при сохранении высоких прочностных характерстик.
Самыми дешевыми являются стальные рамы. Следом идут хром-молибденовые. Они, как правило, дешевле алюминиевых, а те, в свою очередь, дешевле титановых и карбоновых. Но не стоит забывать, что алюминиевые, титановые и хроммолибденовые рамы тоже делятся на более качественные - дорогие, и менее качественные - более дешевые.. Поэтому, хорошая хроммолибденовая рама может стоит дороже алюминиевой, а алюминиевая рама может быть дороже титановой. Имя производителя, качество рамы и ее вес, а не материал из которого она была изготовлена, играют ключевую роль в определении стоимости рамы.
Доступно о навесном оборудовании
При покупке байка главным критерием (после рамы) является группа или класс навесного оборудования, установленного на велосипеде. Основным ориентиром являются группы от Shimano - японской корпорации - мирового лидера в производстве навесного оборудования для велосипедов, так как редкий велосипед не имеет какой-то части оборудования от Shimano. Условно их можно поделить на два класса: любительский и спортивный. Ниже приводится перечень групп от Shimano. Для сравнения также приведены классы переключателей, манеток и тормозов от второго ведущего мирового производителя Sram.
Shimano |
Краткая характеристика |
SRAM |
XTR |
Профессиональное оборудование. Отличается минимальным весом. |
X.0 |
Deore XT* |
Используется спортсменами и является ориентиром для большинства любителей, которые могут себе это позволить. |
X.9 Rocket |
Deore LX* |
Настоящее качество. Верхняя планка для любителей высокого уровня, также используется спортсменами. |
X.7 Attack |
Deore |
Начальная спортивная группа. |
SX.5 Centera |
Nexave |
Разработана и ориентированна на велотуристов. |
--- |
Alivio |
Лучшее для любителей. |
SX4 MRX Pro |
Acera |
Средний хороший уровень для любителей. |
MRX Comp |
Altus |
Средний хороший уровень для любителей. |
MRX |
Tourney ** TY-30, TY-22,TY-15, TY-05 |
Хороший начальный уровень для любителей. |
--- |
* - ради краткости порой указывается просто как XT и LX, опуская приставку Deore.
**- иногда для простоты называется SIS - Shimano Index System.
Популярность спортивных групп у любителей объясняется прежде всего надежностью, плавной и четкой работой и, конечно, меньшим весом. Поэтому для агрессивной бездорожной, да и просто по-настоящему активной езды желательно оборудование спортивного класса. Также стоит отметить, что на байк, за редким исключением, никогда не ставится полностью оборудование одной группы. Для достижения оптимальных параметров в критерии "качество / стоимость" применяется смешивание компонентов разных групп, как правило, двух соседних.
Мелочи жизни
Помимо самого велосипеда желательно сразу прикупить некоторые полезные вещи: насос, флягу (или специальный рюкзак с резервуаром для жидкости), универсальный инструмент (напоминает перочинный нож, но оснащен шестигранниками и отвертками), крылья, запасные камеры, монтажки для быстрого снятия покрышки, велокомпьютер (показывает скорость, пробег и время), задний фонарик / проблесковый маячок - обязательно, если вы катаетесь после захода солнца.
Также стоит взять велошлем, так как жизнь дороже всего. Можно услышать возражения, что в шлеме кататься не круто, но это лучше, чем провести остаток жизни в инвалидной коляске. Кроме того, если Вы планируете участвовать в гонках, то велошлем нужен Вам обязательно - на любой официальной велогонке обязательно наличие его у участников.